1. Не «дружите» с заказчиками. Со всеми в идеале должны быть одинаковые отношения. Никаких послаблений. Если работа делается – она должна быть оплачена. Подозрительно  часто поющие дифирамбы заказчики  рассчитывают на ответную «халяву» и вполне могут оказаться недобросовестными. Критически отнеситесь к возможности работать на родственников/друзей.
  2. Не позволяйте заказчику «садиться на голову». Фиксируйте время, потраченное на бестолковые звонки и переписку (но без фанатизма). Ведь Ваши заказчики не просят таксистов «подождать меня тут пару часов, я по-быстрому, ну что тебе трудно»?
  3.  Умейте говорить «нет». Не нужно хвататься за заказчиков, которые не могут оплатить работу опытного специалиста. Если Вы себя таковым считаете – знайте себе цену. Не нужно ориентироваться на нижнюю планку на сомнительных сайтах удаленной работы. Лучше повышать квалификацию и делать работу быстрее, качественнее, но дороже (за час). Откажите троим, но четвертый получит от Вас качественный продукт за адекватное вознаграждение. Есть заказчики, которым «всегда дорого». Пусть ищут дальше, экономят и обжигаются на студентах, приобретают ценный опыт. С этим нужно смириться, это статистика.
  4. Договаривайтесь обо всем до начала работы. Пока обе стороны не понимают, что и как будет сделано, в какие сроки и за какую стоимость – начинать работу не имеет смысла. Крайне желательно иметь документацию или переписку по выполняемым работам. «Диктовка по телефону» может сыграть злую шутку и допускается только с проверенными заказчиками и с полным пониманием всех процессов.
  5. Будьте осторожны с вопросами оплаты. По возможности закрывайте доступ к полноценному продукту шифрованием, берите оплату поэтапно. Чем наглее себя ведет заказчик, тем больше вероятность неоплаты. Когда ему действительно понадобится рабочее решение, которое вдруг перестало работать – начнет писать и звонить, и время  найдет и деньги.
  6. Четко разделяйте причины ошибок и проблем. При необходимости сразу проводите расследование. Свои ошибки советую устранять бесплатно и давать на свою работу пожизненную гарантию.
  7. Умейте торговаться. Торг должен быть обоснованным с двух сторон. Уникальный продукт не может стоить столько же, сколько стоит тиражный. Если у Вас есть практически готовое решение – не обязательно раздавать его бесплатно. Но Вы можете сделать скидку, что будет очень приятным событием для заказчика. Более подготовленными становятся клиенты, имевшие опыт работы с фирмами-франчайзи, особенно если этот опыт был неудачным smiley
  8. Цените свое время. Если заказчик не может сам понять, что ему нужно – предложите помощь, но на возмездной основе. По его реакции будет многое понятно. Будьте  осторожны с тем, кто маниакально хочет встретиться лично (и при этом, конечно, бесплатно), когда можно обойтись перепиской или общением по скайпу.  Он будет рассказывать о том, что «это серьезно и надолго», «у нас тут много чего».  Если у заказчика нет времени/желания  четко выразить свои мысли «на бумаге» в начале сотрудничества, то вряд ли что-то изменится в дальнейшем. Придется постоянно бесплатно ездить и переводить размахивания руками в удобоваримый текст, а потом  доказывать, что текст был записан со слов заказчика.
  9. Самые лояльные заказчики приходят по рекомендациям, поэтому старайтесь создавать качественный продукт в оговоренные сроки и умейте признавать свои ошибки. Ошибаются все.
  10. Не возвышайте себя, выливая грязь на предшественников. «Копрокод» пишут все. Положительный имидж лучше создать с помощью портфолио.